Блогун - монетизируем блоги Другой Арзамас: Арзамас. Бункер Сталина.

четверг, 19 марта 2009 г.

Арзамас. Бункер Сталина.

15 октября 1941 года. Москва. Государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации столицы СССР г. Москвы: «Сов. секретно. Особой важности.
Ввиду неблагополучного положения Можайской оборонительной линии Государственный Комитет Обороны постановил:
1. Поручить т. Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в г. Куйбышев (НКПС - т. Каганович обеспечивает своевременную подачу составов для миссий, а НВД - т. Берия организует их охрану).
2. Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, а также правительство во главе с заместителем председателя СНК т. Молотова (т. Сталин эвакуируется завтра или позднее, смотря по обстановке).
3. Немедленно эвакуироваться органам Наркомата обороны и Нарконвоенмора в г. Куйбышев, а основной группе Генштаба в Арзамас.
4. В случае появления войск противника у ворот Москвы поручить НКВД - т. Берия и т. Щербакову произвести взрыв предприятий, складов и учреждений, которые нельзя будет эвакуировать, а также все электрооборудование метро (включая водопровод и канализацию).
Председатель Государственного Комитета Обороны И. Сталин».

На заседании ГКО Берия настоятельным образом советовал Сталину покинуть столицу: «Москва - не Советский Союз. Оборонять Москву дело бесполезное. Оставаться в Москве опасно».


17 октября в Куйбышев - эту «запасную столицу» переезжает Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин. Эвакуируется часть аппарата ЦК ВКП(б), некоторые отделы Наркомата обороны, ЦК ВЛКСМ и Совнарком.

А вот выполнила ли приказ основная группа Генштаба, которой предписывалось прибыть в Арзамас?
Известно, что оперативная группа Генштаба осталась в Москве. Тогда кто же уехал в Арзамас?

Ни у Александра Михайловича Василевского, ни у Сергея Матвеевича Штеменко, возглавлявших Генштаб в разное время и написавших воспоминания, нет даже упоминаний об Арзамасе. Здесь допустимы два варианта: или Генштаб в Арзамас не переезжал, или все эти сведения до сих пор засекречены.

Рассекреченные ныне документы о строительстве подземного штаба вождя называют три адреса: Куйбышев, Саратов и Горький. В последних двух городах бункеры эти до сих пор ищут и спорят: а были ли они? В Куйбышеве, а ныне Самаре, такой бункер нашли... в 1990 году.

О бункере Сталина под Арзамасом нет никаких упоминаний.

Но арзамасские краеведы готовы назвать одну важную примету: недалеко от города существовал секретный аэродром, оборудованный для прилета Сталина. Известно даже кодовое его название - «Объект 808».

Аэродром - примета распространенная. Во время войны по области было построено десятка два запасных аэродромов. В Арзамасе же постоянно формировались и отравлялись на фронт воинские соединения и эшелоны с грузами. Вот для их прикрытия и прилета высокого начальства этот аэродром и был создан. Убедительно?


В Интернете есть публикация «Правительственная ВЧ - связь в годы Великой Отечественной войны». Ее автор П.Н.Воронин, специалист по международной правительственной связи. В своих воспоминаниях он упоминает и об Арзамасе:
«Перемещение Ставки Верховного Главнокомандования предполагалось дважды - в 1941 и 1944 гг.


В 1941 году, когда немцы вплотную подошли к Москве, и до линии фронта оставалось 20-30 км, руководство Генерального штаба обратилось к Сталину с предложением о перемещении Ставки в глубь страны. Согласно положениям о ведении военных операций Верховное Главнокомандование должно находиться от линии фронта на расстоянии 200-300 км. Ситуация требовала определить пункт, куда может быть перемещена Ставка.

По словам маршала И. Т. Переcыпкина, Сталин подошел к карте и сказал: «Когда Иван Грозный брал Казань, у него ставка была в Арзамасе, остановимся и мы на этом городе». Для Сталина выбрали двухэтажный дом, первый этаж которого отдали для ВЧ-станции. При монтаже предусмотрели возможность выхода на фронт, минуя Москву.

От Генштаба в Арзамасе находилась небольшая группа оперативных работников, «обслуживающих» какое-нибудь из направлений. Скорее всего, южное. Быть может, она ведала перевозками и доставками военных грузов на сталинградском направлении, попутно занимаясь формированием и комплектацией воинских соединений.

Опять же по слухам, на станции Арзамас - I долгое время стоял поезд особого назначения. Он усиленно охранялся и никто не мог к нему приблизиться. Выход из вагонов был на противоположную от станции сторону. Прямо к вагонам под маскировочные сети подходили и грузовики, и легковые машины. Даже вечером обитатели вагонов их не покидали, видимо, там и жили.

Возможно, это и был поезд, где располагались работники Генштаба.
Казалось бы, все ясно: никакого бункера Сталина в Арзамасе не было. Но не все военные тайны там раскрыты.

Арзамас...
И все-таки мы вновь возвращаемся. Отсюда исходит еще один слух. Говорят, что в Черном лесу недалеко от города можно увидеть следы неизвестной стройки. Старожилы поясняют, что именно здесь в годы войны строили бункер Сталину.

Разъезд 408 километр. Он недалеко от Арзамаса. Здесь сходятся две железнодорожные ветки: одна из Нижнего Новгорода, другая из Москвы. Стратегический узел даже по мирным меркам. Наше появление с фотоаппаратами вызвало тревожное подозрение у местных жителей.

За железной дорогой лес. Он действительно черный от дубов и лип. Ну, а сейчас еще и желтый - от осенних листьев. Куда идти?
Именно здесь в годы войны шла стройка...

Очевидно, что без провожатого найти здесь ямы - следы военной стройки - довольно трудно.

Во время войны в этих местах располагалась воинская часть. Вся местность была огорожена несколькими рядами колючей проволоки, а дороги перекрыты.

Что делалось за колючей проволокой, никто не знал. Потом, когда воинская часть снялась и уехала, все увидели огромные котлованы. Никто их даже не пытался закапывать - не мешали. Со временем края поросли травой, вымахали деревья.

А по окрестностям прошел слух: строили бункер для Сталина. И, как мы теперь уже знаем, этот слух не был лишен реальности - Сталин планировал перенести Ставку в Арзамас.

Путь ведет прямиком через кустарник к поросшей травой горе. С нее и открывается вид на котлован, напоминающий букву «П». Точно такой же вид на «Ш». Но если эти котлованы могли быть использованы под схроны военной техники - есть выходы для их покидания, то следующий котлован в привычное объяснение не укладывается: две овальные ямы, между ними ход. А что могло быть это?



Историки пытались вычертить схему расположения котлованов, но сбивались, теряя ориентировку.
А где-то ведь в недрах архива Министерства обороны есть документы по этому строительству. Глянуть бы на них и все бы прояснилось, но, думается, с них до сих пор не снят гриф секретности.

Беспокойное любопытство к стройке проявляли и немцы: над Арзамасом не раз появлялись самолеты - разведчики. Нет сомнения, что у немцев были аэрофотоснимки производившихся работ, и они пытались угадать, что же это строится в тщательной маскировке.
Так что же все-таки строили в черном лесу? Будет ли раскрыта когда-нибудь эта военная тайна?

Надеемся. Весной этого года я с группой заинтересованных граждан Арзамаса выдвигаемся на поиски бункера. Будем надеемся что еще одна тайная завеса
приоткроется над Арзамасом...

_____________________________________________________________________________________
Реклама на www.blogun.ru
Блогун - монетизируем блоги